Мусорная реформа наконец стартовала. С 1 января за обращение с отходами отвечает единый региональный оператор. Но что теперь будет с проектами по сортировке и переработки мусора, над которыми до этого работали отдельные небольшие компании и стоит ли тут ждать прогресса — об этом узнаем у руководителя одной из таких фирм — исполнительного директора компании «Арктика Сити» Александра Волкова.
— Если не ошибаюсь, в августе прошлого года вы представляли журналистам контейнеры для раздельного сбора, с которыми вышли на рынок и установили в очередном дворе. И уже тогда было известно о старте реформы. Получается, что вы изначально стартовали с этим проектом, потому что знали, что впишетесь в новую систему?
— Понимая, что реформу уже не отодвинуть — она не только назрела, она требовала быть реализованной. Несомненно, мы подготавливались к ней и хотим работать в этом направлении вместе с региональным оператором.
— А ведь в то время в городе уже было несколько компаний, которые годами работали в этой сфере — и тут вы появляетесь.
— На самом деле конкуренция и в этот момент будет присутствовать, хотя она уже весьма условна — так как именно региональный оператор имеет исключительное право на все оказываемые услуги, связанные с ТКО. Конкуренция будет качеством услуг и, соответственно, в результате увеличения качества услуг мы будем иметь право на получение нового контракта в 2019 году, который будет разыгран на четыре-пять лет.
— Что принципиально изменилось для вас после 1 января?
— После 1 января каждый район получил своего перевозчика, который теперь в полном объёме отвечает за состояние на территории.
— И чаще всего это те компании, которые уже существовали?
— Однозначно. Ни одной новой компании в Новосибирске и области не появилось. Все компании — те, которые существовали и ранее.
Ещё очень важный момент — исчезновение нелегальных перевозчиков, которых, к сожалению, на территории города и области было очень много. Мы надеемся, что за очень короткий промежуток времени они все будут ликвидированы.
— А за счёт чего нелегалы ушли? Благодаря чему это стало возможным?
— Потому что со всех юридических лиц, с населения будут собираться эти деньги, выставляться квитанции, выставляться счета — и таким образом, если нелегальный перевозчик захочет собрать деньги, это будет задвоение оплаты. Понятно, никому не захочется платить за мусор два раза.
Также полигоны будут получать деньги только от регионального оператора и только за те отходы, которые сдают перевозчики, которые выиграли конкурсы — то есть мы.
— Обратил внимание: почему-то многие компании предпочитают работать с пластиком и стеклом. Если даже посмотреть на те контейнерные площадки, которые существовали ещё до реформы. С чем это связано? Почему неохотно работали с макулатурой?
— Проблема раздельного сбора в первую очередь в том, что до сих пор нет однозначного законодательного определения — что такое раздельный сбор и как с ним быть.
Ещё одна проблема — это качество контейнерных площадок в Новосибирске и Новосибирской области. Скажем так: в области они практически отсутствуют, а в городе, если мы захотим размещать контейнеры для раздельного сбора — это как минимум три контейнера. А иногда на площадке можно поставить только два контейнера, и не более.
Я думаю, это достаточно длительное решение, и оно будет не меньше двух, трёх, а то и пяти лет. Естественно, при участии властей — от них много что зависит.
— В этой студии были и другие представители отрасли — и они, при той ещё системе, сетовали, что с управляющими организациями порой сложно работать. Потому что, скажем, фирма хочет поставить свой контейнер — а управляющая компания чуть ли не открытым текстом говорит: это наша площадка, платите деньги, почему это вы на нашем мусоре зарабатываете. Либо проблемы, связанные с обслуживанием контейнеров. Вот сейчас эти проблемы с управляющими компаниями возможны — и есть ли они у вас?
— Давайте честно признаемся, что некоторые компании, которые устанавливали контейнеры, позволяли им переполняться, вокруг них образовывались мусорные насыпи, а ответственность за содержание контейнерной площадки полностью лежали на управляющей компании — и они получали штрафы от жилищной инспекции за замусоривание.
Раздельный сбор отходов вообще подразумевает чёткую работу, грамотную логистику. И те компании, которые будут заниматься раздельным сбором, несомненно, должны понимать ответственность в этом направлении.
— В социальных сетях сразу после Нового года появились фотографии переполненных контейнеров — дескать, мусорный коллапс настал. Ваше отношение?
— В социальные сети были выложены фотографии порядка 50-60 контейнерных площадок с действительно серьёзными проблемами. В Новосибирске порядка 3000 контейнерных площадок — поэтому процент проблемных точек был невелик. И давайте признаемся, что мусоровывозящие компании среагировали достаточно оперативно, и некоторые контейнерные площадки — мы о них даже не знали, что они есть.
Всё-таки надо признать: ещё не до конца отработан реестр контейнерных площадок. И во время возникновения таких проблем, когда жители реагировали и звонили региональному оператору, мы начинали очищать контейнерные площадки, выставлять контейнеры и производить необходимую уборку. До конца месяца полностью решим вопросы, выстроим маршруты, графики и начнём заниматься дальнейшей реализацией реформы.
— Перед интервью посмотрел ради интереса комментарии к новостям, которые так или иначе связаны с установкой очередных контейнеров для раздельного сбора мусора, и везде можно найти комментарии такого типа: зачем эти контейнеры, давайте сначала научим людей не бросать окурок мимо урны или из машины, какой там раздельный сбор — не готовы люди. Как вы думаете, готовы?
— Я приведу небольшой пример, он очень показательный. В столице нашей родины Москве установлено порядка 600 контейнеров для раздельного сбора отходов, в Новосибирске установлено порядка 1600 контейнеров. Несомненно, люди, особенно в Новосибирске — я даже так скажу: в Сибири (потому что я был в других городах, в частности, в Томске), — они давно уже готовы заниматься раздельным сбором отходов, но многие не знают куда нести отходы, не знают, как сортировать.
Необходимо учить этому с детских садиков, со школ, и я уверен, что лет через 15, 20, 30 — можно сделать то, для чего эта реформа: снизить по максимуму количество захораниваемых отходов, по максимуму увеличить количество отходов для переработки.
Полную запись интервью смотрите в видео:
#Интервью #Недвижимость #Мусор #Дворы #Благоустройство #Наш Новосибирск #Город в лицах