Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Самые-самые мосты Новосибирска

Игорь Смольников
Игорь Смольников
16:34, 08 октября 2014

Каждый этап в жизни Новосибирска, каждый новый скачок в развитии города обязательно связан с появлением мостов. С железнодорожного моста город начался, Октябрьский мост ознаменовал вхождение Новосибирска в клуб миллионников, футуристическая красная арка строящегося «третьего» моста уже готова символизировать Новосибирск, как мегаполис ХХI века.

Однако в тени БОЛЬШОЙ ЧЕТВЕРКИ мостов – первого,  Октябрьского, Димитровского и строящегося Оловозаводского потерялись не менее яркие сооружения, столь же знаковые вехи новониколаевско-новосибирской жизни. Каждый из этих забытых мостов, путепроводов и тоннелей чем-то самый-самый.      

Самый фольклорный

Этот статус однозначно принадлежит Сибревкомовскому мосту. За свою долгую жизнь из доминанты городского пейзажа он превратился во второстепенную деталь, которую не каждый и вспомнит. 

2-2.gifМост построили быстро: заложили в мае 1925 года, а открыли 7 ноября 1926 года для преодоления речки Каменки. Хоть и небольшой была речка, но ее долина рассекала город, словно сабельный удар – Центральный и Закаменский районы были утомительно далеки друг от друга, хотя зрительно совсем рядом.

Сначала мост хотели строить со стальными фермами, потом одноарочным железобетонным. В итоге победило оригинальное и элегантное решение – мост на скошенных, напряженных опорах из бетона. Опоры были тонкими и высокими, отчего мост походил на загадочное легконогое животное, то ли инопланетную лань, то ли на земную водомерку. Проектировал мост профессор Томского технологического института М.А. Ульянинский. Затевали мост вовсе не как пешеходный. Транспортная нагрузка была учтена в проекте, в том числе и трамвай, в ту пору еще не пущенный.

IMG_8551.jpgСибревкомовский мост сразу стал заметен в городской жизни – и как главная связка меж районами, и как фигурант городских легенд. Легендам способствовал особый статус сумрачной, полубандитской Закаменки, которую мост соединял с центром города. В ареале улицы Садовой, у Чертова городища гнездилась самая шальная из «нахаловок». Она и принесла Сибевкомовскому мосту хмурую славу. Ближе к ночи, когда через мост уже не сновали трамваи и грузовики, он становился местом, где припозднившийся путник рисковал встретиться с нечистью.

Мост был высоким (23 метра), угроза быть сброшенным вниз – действенной. Потому урожай денег и понравившихся вещей гопники Закаменки собирали исправно. С разбойничками боролась милиция, да не всегда перебарывала.

Однако, согласно легенде из городского фолклора, жиганскому промыслу  повредила история, случившаяся зимой 1945 года. Якобы, поздним зимним вечером со стороны центра брела по мосту в скользких интеллигентских ботиках то ли секретарша, то ли машинистка, в общем, труженица какой-то кроткой, бумажной профессии. В руках барышня бережно несла два укутанных платками бидончика – один с топленым маслом, другой с молоком. Ноша по меркам зимы 1945 г. была драгоценной.

А с закаменской стороны барышню уже высмотрел соколиным взором удалой жиган. Выбежал на мост в упругих пимах-самовалках, легко сшиб шаткую жертву и уже праздновал охотничью удачу. Но фарт изменил удальцу. Драгоценные бидоны выскользнули из обмоток и разлились. В жизни женщины военной поры такая утрата была поводом для огромной, священной ярости.

IMG_8537.jpgДамочка вскочила на ноги, а металлические бидоны стали в ее руках грозным оружием. На голову гопника обрушился град «эмалированных» ударов.  Говорят, контратака женщины была такой яростной, что бандит ошалело кружился на месте, пытаясь укрыться от разящих сосудов. А потом женщина-птичка погнала посрамленного «сокола» вверх, к Садовой, долбя бидонами и разрывая уши яростным криком.

А малолетки, собравшиеся на бровке Каменского оврага, с удивлением наблюдали бегство вожака. С былым авторитетом бидонный страдалец расстался мигом и навсегда – в нахаловском  пацанском социуме такой позорище не забывали. 

К шестидесятым бандитская слава Закаменки померкла, по мосту вместо трамвая пошел троллейбус, а в семидесятых город запланировал для моста перемену участи – речку Каменку решили замыть, а мост сделать пешеходным, его транспортные функции брала на себя Октябрьская эстакада.

IMG_7596.jpgПосле того, как Каменка скрылась под грунтом и асфальтом, Сибревкомовский мост стал намного ниже. Его стройные опоры на треть ушли в землю, как ноги невезучего богатыря Святогора. Утратив прежнюю роль, мост потерял и врожденную красоту – обветшал его декор в стиле рационалистического модерна, разрушился узорчатый парапет и фонари-обелиски. Обветшавший парапет в изящных линиях ар-нуво на излете 80-х заменили на безстильный сварной, а въезды на мост перекрыли бетонными блоками. Сейчас на нем можно встретить лишь редких прохожих да подростков из 12-й школы, собравшихся посекретничать в этом «готичном», тронутом романтическим тленом уголке.

Самый забытый

Это звание досталось от судьбы и городской истории трамвайному путепроводу на ул.Линейной. Сейчас это пешеходный переход, трамвай в этом месте трудно представить. Тем не менее, в послевоенном Новосибирске здесь кипела жизнь. Трамвайная линия шла от улицы Гоголя через Нарымский сквер (точнее, через его аморфную «заготовку») по улице Ленской сквозь насыпь Транссиба. Там-то и находился путепровод, скромный трамвайный помощник. Портал его был выложен бутовым камнем и ничем не напоминал арку. Никаких монументальных притязаний, просто квадратное отверстие.

IMG_7232.jpgТоннель под путями был узким, классическая двухпутная трамвайная линия в нем не помещалась. Через путепровод трамваи вела одиночная колея, а очередностью проходов встречных трамваев управляли стрелки и семафор-разводчик. Трамваи ныряли в тоннельчик, по улице Рельсовой выкатывались на Красный проспект, на его целинный участок, ведущий к строящейся тогда площади Калинина. Малютка-тоннель принимал трамваи лет десять, не больше – с первых послевоенных лет до 1950-х.

В 1953 г. был сдан в эксплуатацию новый, широкий путепровод на пересечении Красного проспекта и улицы Писарева, трамвайная линия была перенесена туда. И даже трамваи по ней побежали другие – большие, сияющие алым лаком красавцы «МТ» вместо шатких деревянных «двухосников». А старый путепровод отвели под пешеходные нужды, сузив его еще больше.

Теперь это просто переход под путями, ведущий к гаражам. А трамваи потом исчезли и с Красного проспекта, и с улицы Гоголя…

О самом «старинном», «самом изменившемся» и «самом романтичном» мостах Новосибирска читайте во второй части материала через неделю.

Фотографии статьи


Что происходит

Два года без IKEA: почему новосибирцы всё ещё скучают по шведскому бренду

Котики, маги и драконы: какие книги скупают новосибирцы на «ЛитРес»

Снег с дождём зарядит в Новосибирске до середины следующей недели

Учёные показали оборонщикам механическое сердце и климатическую трубу

Зелёное голосование: сделать утреннюю зарядку в сквере Калинина

Названы самые популярные у новосибирцев направления для отдыха

Больше 300 нарушений выявили при уборке снега во дворах Новосибирска

«Поверь в себя»: как особенных детей лечат творчеством в центре «Надежда»

В голосовании за зелёные зоны Новосибирска сменился лидер

В Новосибирске появились аллея Шукшина и территория «Старая башня»

Всем ребятам пример: «Героев с нашего двора!» наградили в Новосибирске

Показать ещё