Изобретателю уникального летательного аппарата, потерпевшего крушение на этой неделе, грозит многотысячный штраф. Полётами Бориса Половинкина и его автожиром заинтересовались в транспортной прокуратуре - конструктор летал без официального разрешения. Но даже этот досадный факт из колеи Половинкина не выбил. Он продолжает работать над своими изобретениями, аналогов которым в мире не существует.
В авиастроительный цех Борис Половинкин превратил подвал своего коттеджа. Главная его гордость – автожир, нечто среднее между вертолётом и самолётом. Внешне автожир больше похож на вертолёт, но с точки зрения механики отличается от него принципиально. Радиоуправляемая модель докажет это наглядно. Если у вертолёта отключится двигатель, то основной винт перестанет вращаться, и аппарат упадёт. У автожира даже если двигатель откажет, то пропеллер слабо, но продолжит вращаться. В этом главный плюс конструкции. Его Борис Половинкин оценил на собственном опыте. Ведь он сам себе авиаконструктор, сам себе лётчик-испытатель. Свой первый автожир он собрал ещё в 2007 году и с тех пор конструкцию менял не раз. Далёкий от авиации электромеханик, а теперь пенсионер, ради мечты подняться в небо на собственном аппарате продал две квартиры. В итоге сибирский Кулибин на изобретённую конструкцию получил три патента. Его автожир садится и взлетает вертикально, аналогов в мире ему нет. Но последние испытания закончились совсем не так, как ожидал изобретатель: механика дала сбой, и аппарат перевернулся. Теперь его искореженные останки лежат у Верх-Тулинского отдела полиции, а транспортная прокуратура завела на изобретателя два дела - на полёты в 30-километровой зоне аэропорта «Толмачёво» нужно разрешение. «Кроме того, его воздушное судно не зарегистрировано, тогда как оно должно быть зарегистрировано в связи с тем, что летательный аппарат имеет вес более 115 кг», - говорит Евгения Жбирь, старший помощник новосибирского транспортного прокурора. Инженер говорит: формальности - пустая трата времени. Гораздо важнее для него продолжать работу над модификациями своего изобретения. «У нас в России не производится абсолютно сверхлёгкая авиация, которая бы удовлетворяла профессионалов. Есть дельтапланы, самолёты, но они все подвержены чему? Зависят от погоды. Данный аппарат, как вертолёт, от погоды не зависит», - утверждает изобретатель. Лёгкий и простой в управлении автожир может пригодиться военным, спасателям и геологам. Разработкой заинтересовались авиационные заводы. Ведь автожир Половинкина в производстве в разы дешевле существующих аналогов. Инженеры Сибирского НИИ авиации за работой изобретателя следят пристально, и каждый раз удивляются его находкам и везению. «Вот этот юношеский, сохранившийся в нём задор очень часто его немножко подводит. Он очень торопится. Наверное, он смог бы избежать многих ошибок если бы почаще общался с другими конструкторами, и, наверное, в первую очередь с сотрудниками Сибирского НИИ авиации», - говорит Александр Калюта, начальник отделения научно-технического сопровождения, создания и эксплуатации авиационной техники СибНИА. Борису Андреевичу предлагали работать совместно, но Половинкин свой конструкторский успех ни с кем делить не хочет. У него однажды пытались выкупить автожир, чтобы вывезти в Европу. С тех пор даже испытание изобретений он никому не доверяет. Профессионалы авиационного дела к такому подходу относятся скептически. В планах Половкина попробовать разные двигатели и сделать трёхместный автожир. Даже возможный многотысячный штраф, которым грозит инженеру транспортная прокуратура, не пугает изобретателя. Они и так уже потратил слишком много на своё детище, чтобы останавливаться на полпути. Смотрите программу «Новосибирские новости» на телеканалах «Регион ТВ» (пн-пт в 20.30), «Домашний» (пн-пт в 22.00) и «ТВ3» (вт-сб в 8.00) Программа «Новосибирские новости» на YouTube www.youtube.com/novosibirskieNovosti