Выручка крупных новосибирских магазинов выросла на треть. Продавцы объясняют это началом предновогодней лихорадки. За полтора месяца до праздника люди уже начали скупать бытовую технику, телефоны - это популярные подарки - и продукты к столу. Как раз сейчас в торговых центрах всевозможные акции, пресловутые красные и жёлтые ценники. Однако психологи предупреждают: в плену предпраздничного настроения покупатели легко поддаются манипуляциям и иногда тратят весь семейный бюджет. В пику «шопоголикам» 23 ноября отмечают Всемирный день отказа от покупок. Что это такое, и как не разориться при походе в магазин – в материале «Новосибирских новостей».
На Новый год Светлана Жуникова мечтает о последней модели айфона. Высокая цена девушку не пугает, ради дорогой игрушки она готова даже оформить кредит. Никакие другие телефоны с теми же функциями, но на порядок дешевле, Светлана не рассматривает. В крупном гипермаркете Новый год уже наступил: несмотря на то, что до главного российского праздника ещё почти полтора месяца, в магазине повсюду сезонная продукция и ценники со скидками. В преддверии праздника люди покупают больше, чем обычно. Так, в ноябре выручка вырастает на треть, а к концу декабря более чем в два раза. Хиты продаж – алкоголь, сладости, игрушки и бытовая техника. «Гипермаркет – это сплошная маркетинговая уловка. Обязательно вы найдёте в районе ста товаров, в цены на которые вы не можете поверить. Это абсолютная маркетинговая уловка. Иногда мы идём сознательно на большой минус в этих продажах, потому что есть ещё 50 тысяч товаров, и они обязательно прикрепятся», - рассказывает директор гипермаркета Геннадий Дортман. Как не разориться и получить от похода в магазин удовольствие, Анжелика Никитченко знает лучше других. Для неё рассматривать витрины – профессия. Эксперт в области мерчендайзинга уверена: когда человек вместо запланированных покупок сметает полмагазина, а потом чувствует себя обманутым и разочарованным – это говорит о непрофессионализме менеджеров. Чтобы не взять лишнего, специалист советует надеяться на себя, включать сознание и контролировать выбор. Главное – не поддаваться на маркетинговые уловки, иначе можно стать жертвой так называемых импульсных покупок. «Для этого есть указатели сверху. И вы смотрите: здесь у нас крупа, здесь макароны, а вот там кондитерские изделия. Если вы видите кондитерские изделия на дополнительном месте продажи, то надо понимать, что в магазине предпринимают попытки продать что-то, что либо имеет срок годности короткий, либо более дорогое», - обращает внимание потенциальных покупателей директор центра мерчендайзинговых технологий Анжелика Никитченко. Шопоголизм, уверены психологи, - это не столько зависимость от общепринятых стандартов, сколько проявление внутренних проблем человека. Почувствовать себя хозяином жизни и поднять свой статус в глазах остальных - как не парадоксально, но чаще всего этим страдают люди с небольшим либо нестабильным заработком. «Есть не осознаваемые потребности, которые не удовлетворены. И пока они не удовлетворены, человек испытывает дискомфорт. Объяснить или осознать это человек не может, и самый простой способ избавиться от этого дискомфорта – приобрести какую-то вещь», - отмечает психолог Татьяна Нестеренко. Ежегодно в четвертую пятницу ноября во всем мире общественные активисты призывают людей на сутки отказаться от любых покупок. По сути, это попытка напомнить о том, что чрезмерное потребление опасно не только для кошелька, но и для душевного комфорта. Но, похоже, новосибирцы этот призыв проигнорировали. Смотрите программу «Новосибирские новости» на телеканалах «Регион ТВ» (пн-пт в 20.30), «Домашний» (пн-пт в 22.00) и «ТВ3» (вт-сб в 8.00) Программа «Новосибирские новости» на YouTube www.youtube.com/novosibirskieNovosti