Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Как помочь ребёнку сдать ЕГЭ и выбрать вуз — советы профориентолога

Совсем скоро начнётся пора экзаменов — самый сложный период для школьников. Настало время выбирать профессию. Как помочь выпускнику определиться с тем, куда пойти учиться, и при этом не испортить ему будущее — «Новосибирским новостям» рассказала психолог-профориентолог Наталья Звягина.

Екатерина Карпенко
Екатерина Карпенко
07:40, 11 апреля 2024

— Наталья, стоит ли на самом деле бояться ЕГЭ так, как его боятся наши школьники?

— Безусловно, бояться его не нужно. Это всего лишь рядовой экзамен. На самом деле правильно выбранный предмет лёгок в сдаче. 

— Но есть же и обязательные предметы, такие как русский и математика, которые хотим не хотим, а всё равно придётся сдавать. Вот как подготовить ребёнка и успокоить перед экзаменами основными?

— Родители, конечно же, должны быть с ребёнком в дружеских отношениях. Каждый раз нужно не добавлять вот этого градуса — о важности экзамена, а наоборот — немножко снижать. Нужно просто подготовиться.

vlcsnap-2024-04-10-16h28m23s659.jpg
Наталья Звягина. Фото: nsknews.info

— Стоит ли говорить своему ребёнку: «Даже если случится провал, мы не будем тебя ругать, мы тебя поддержим, будут ещё варианты пересдачи»? Или вообще лучше не затрагивать эту тему?

— Первая цель, конечно же, готовиться к экзаменам, чтобы не растянуть это «удовольствие» на два года. Немного контроля над подготовкой, но такого достаточно мягкого и поддерживающего контроля. И, естественно, нужно понимать, что несдача ЕГЭ — это не трагедия, не самое страшное, что может случиться в жизни.

— Как выбрать перспективную профессию?

— На самом деле есть, конечно, профессии более перспективные или менее перспективные, но современная профориентация говорит о том, что важен человек или личность в этой профессии. 

В данном случае важны личность ребёнка, его интересы, его мотивация. 

И, соответственно, через мотивацию он просто будет хотеть быть в этом успешным.

— А как же всё-таки выяснить, к какой профессии больше склонен ребёнок?

— Конечно же, существуют профориентационные методики, которые достаточно надёжны. Но одних профориентационных методик мало. Потому что любой тест даёт некий срез по человеку, но чтобы выявить его индивидуальную силу, его мотивацию, очень нужен психолог-профориентолог либо просто профориентолог, который поможет ребёнку выстроить верное направление на пути к поступлению.

— Чем родители могут поддержать?

— Прежде всего рассказами о том, чем они сами занимаются, чем занимаются ближние родственники. Потому что зачастую дети даже не имеют представления, как выглядит профессия мамы, папы. Наблюдением за интересами ребёнка, его всесторонним развитием начиная с дошкольного возраста. Причём не нужно бояться того, что ребёнок начинает и бросает. Таким образом формируются разные интересы.

— Какие акценты нужно расставлять в учёбе при поступлении в вуз?

— Нужно определить, какие ЕГЭ ребёнок будет сдавать. Остальные предметы могут проходить в лайт-режиме. Важно равномерное распределение сил, потому что на самом деле имеет место повышенная нагрузка в этот период. Поэтому здесь мы можем помочь ребёнку, только сфокусировав его внимание на том, что надо.

vlcsnap-2024-04-10-16h27m18s419.jpg
Екатерина Карпенко. Фото: nsknews.info

— Один из важных вопросов: девять или 11 классов — что лучше для ребёнка?

— Для любого ребёнка лучше то, что нужно ему на самом деле. Важно разобраться с причиной. Очень часто ребёнок не хочет идти в десятый класс, потому что боится тех самых ЕГЭ. Если уходить после девятого класса, нужно тем более очень осознанно подойти к выбору профессии и понять, что ты будешь делать после того, как получишь аттестат. Уйти из школы, лишь бы не сдавать ЕГЭ — совершенно ошибочная стратегия, она приведёт к ещё большим ошибкам и нереализованности ребёнка.

— А как тогда убедить своё чадо остаться в 10–11-м классе, если это уже довольно-таки взрослый человек, который имеет право на своё мнение? Ты же не можешь запретить и сказать: «Так, стоп! Идёшь — и не обсуждается».

— Поэтому самое главное — понять причины, переубеждать не нужно. Если я осознаю, что девять классов — это потолок, если ребёнок готов к освоению реальной профессии и не понимает, что будет делать ещё два года в школе, я рекомендую уходить после девятого, но — в то направление, которое максимально подходит.

— Очень часто родители выступают против профессии, которую выбрал их ребёнок. Например, он хочет стать художником и действительно хорошо рисует, у него это здорово получается. А родители говорят: «Стоп, давай подумаем, как живут художники. Вдруг ты не станешь известным, потом будешь всегда без денег сидеть». Вот как здесь поступить? Стоит ли так зарубать на корню желание ребёнка?

— Если ребёнку, например, интересно танцевать, он пошёл в эту сферу — наверняка родители привели его туда ещё в детском возрасте. То есть сами начали формировать этот интерес. 

Важно определить — это просто хобби или всё-таки уже такое хобби, которое будет перерастать в профессию. 

Любой профориентолог всегда даёт 2–3 направления. Ты сейчас увлечён танцами, у тебя классно всё получается, но там могут быть такие-то риски — например, вход в профессию небыстрый. Ты должен понимать, что тот уровень дохода, который имеет твой кумир, к тебе, скорее всего, придёт через несколько лет. Нужно просто очертить полную картину того, что ждёт человека, если он идёт по этому пути.

— Если ребёнок не может определиться, может, ему вообще не поступать и взять gap year, как за границей?

— Здесь какие риски? У нас ребёнок выходит из школы, когда ему практически 19 лет. Если мы берём ещё gap year, то есть плюс год, у нас проблема за этот год каким образом решается? Нужно понять, зачем нам нужен этот год. Что ребёнок будет делать в это время. Пусть тогда набирает профессиональные способности, идёт куда-то работать. Возможно, в ходе работы он сможет понять, интересно ли ему это.

vlcsnap-2024-04-10-16h27m35s112.jpg
Фото: nsknews.info

— Можем ли мы таким образом, наоборот, «потерять» ребёнка? То есть целый год он не будет ничем заниматься, а потом вообще не захочет ничего делать.

— Можем, да. Здесь уже вопрос целеустремлённости ребёнка — ему дан календарный год, что он за этот год будет делать, как приблизится к своей цели.

— Извечный вопрос: почему так важно выбрать профессию именно по душе?

— Когда профессия по душе, тебе в ней развиваться легче, потому что у тебя внутри есть огонёк, который ведёт тебя к успеху.

— А что, если уже отучившийся и работающий ребёнок начинает задумываться об уходе из любимой профессии, так как она недостаточно денежная? Как отреагировать родителю? Какой совет дать?

— Я бы здесь порекомендовала изучить рынок труда по своей специальности. Потому что мы все растём, когда-то получали один доход, потом на этой же специальности, в этой же профессии мы получаем другой доход. Поэтому прежде всего нужно начать с анализа рынка труда. Скорее всего, есть предложения с достойной зарплатой. Предавать мечту я бы не рекомендовала, потому что мечта за собой позовёт.  

Полную версию интервью смотрите в этом видео:

Что происходит

Показать ещё