Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Алексей Никишин: «Я паразитирую на известности персонажей»

Лариса Сокольникова
Лариса Сокольникова
19:33, 16 июля 2012

Модный московский фотограф Алексей Никишин снимает черно-белые психологические портреты российских знаменитостей: рок-музыкантов, актёров театра и кино, телевидения и шоу-бизнеса.  Он представил в Новосибирске проект «В роли себя» на прошлой неделе. На встречу с журналистами и коллегами Алексей пришел в носках разного цвета и рассказал, почему не показывает два снимка Ксении Собчак, почему его кадры разобраны на аватары в интернете и почему его фото Андрея Макаревича не подойдет для журнала «Здоровье».

В коллекцию «В роли себя» вошли фотопортреты Андрея Макаревича, Чулпан Хаматовой, Владимира Спивакова, Ксении Собчак, Кирилла Серебренникова, Сергея Безрукова, Анастасии Волочковой, Валерии Гай Германики, Вячеслава Бутусова, Марии Мироновой, Андрея Мерзликина, Евгения Маргулиса, Игоря Кваши, Марины Голуб, Марины Александровой, Артура Смольянинова и многих других.

- Если бы на месте Валерии Гай Германики сидела ученица ПТУ, фотография потеряла бы в ценности?

- Конечно, потеряла бы. Безусловно, я немного паразитирую на известности персонажей.

valeria_gay_germanika-3-2.jpganastsia_volochkova-by_Alexey_Nikishin__5-1.jpg

справкаАлексей Никишин родился 29 апреля 1976 в, Москве. Российский фотограф, член Международного Союза Художников (IFA UNESCO), Творческого Союза Художников России и Союза Фотохудожников России.  

Имеет высшее техническое образование. Фотосъёмкой занимается с детства, профессионально — с 2000 года.  Известен более по публикациям в западных журналах и выставкам за рубежом, в России выставляется с 2007 года.- Ваши герои участвуют в последующем отборе кадров?

- Нет. Был один эпизод с Ксенией Собчак, которая попросила два портрета не показывать. Но она особенная, и я сделал для нее исключение. Для всех остальных было сюрпризом то, что они увидели на выставке. Фотограф не должен равняться на мнение людей со стороны. Он художник и он сам решает, что ему нравится. В коммерческой съемке, конечно, важно удовлетворить заказчика. Но вам ничего не мешает чуть-чуть снять и для себя. А вдруг ему понравится именно то, что вы сняли для себя. Вообще я незлой фотограф и не выискиваю кадры, которые подчеркивают недостатки человека. Они необычные, но они добрые.

- Разочарований у участников проекта «В роли себя» не было?

- Нет. Они же все воспитанные люди. Даже если не понравится, они просто промолчат. Им очень интересно что-то новое.

IMG_6390.JPG

- Вы заключаете договор с героями съемок?

- Все они нормальные и разумные люди, поэтому с ними достаточно устного договора. Письменные заключал с участниками проекта «Дом-2» о том, что они полностью от всего, кроме внутренних органов, отказываются. Это люди непредсказуемые, у них очень быстро меняется настроение и желания. Я могу честно назвать себя фотографом аватарок – у многих людей в «Фэйсбуке» и «ВКонтакте» на аватарах мои снимки. У Кирилла Сереберенникова например.

- Алексей, что такое психологический портрет в вашем понимании?

- Это самый страшный вопрос. Фотопортрет не может открыть психологию человека. Это миф. Никто не знает, что такое психологический портрет. Даже я. Лучше я вам расскажу другую историю. Даже если вы снимаете актера или музыканта, вы можете стать его доверенным лицом и снять его так, как он не выглядит в кино и в телевизоре, но в любом случае снять его настоящим не получится никогда, потому что сам человек о себе ничего не знает. Все мы играем разные роли в жизни.

1305534548_aleksandr-revva-.jpgНаверное, психологический портрет – это жанр, который открывает что-то новое в человеке. Фотография, как психолог, может рассказать о человеке больше, чем тот сам о себе знает. Да я снял их такими, какими их никто не ожидал увидеть. Мне очень нравится протрет Александра Реввы. Этот человек не соответствует тому, что мы привыкли видеть по телевизору. Случилось вот такое небольшое открытие. Режиссер Павел Чухрай, который тоже приезжал ко мне фотографироваться, сказал про Ревву – дай-ка мне телефончик этого «Траволты». Получилось, что на фотографии видно больше, чем мы привыкли видеть в этом человеке.

- Что такое хорошая фотография?

- Один из любимых моих портретов – это портрет музыканта Евгения Маргулиса. Он получился человеком из другого мира. Он  похож на какого-то персонажа из мультфильма. Я не ставил себе такую цель, но когда так получается, для меня это большой праздник. Мне кажется, что хорошая фотография – это та, которую не сможет никто другой повторить, и вы сами не сможете так снять.

- Вам приходится делить людей на положительных и отрицательных героев?

0_makar_2-1a-corrected!-5!!!NEW2010.jpg- Фотография – такой вид искусства, когда каждый зритель видит в работе свое и решает, положительный человек или не очень. То, что вы сейчас видите, я назвал классическим портретом. На меня оказала влияние ренессансная живопись и фотография начала 20-го века. Я использую в работе разные языки и приемы.

На выставке в Москве Андрея Макаревича спросили: почему вы такой старый на фотографии? На что тот ответил: у нас тут не журнал «Здоровье».  Не обязательно, чтобы фотография был комплиментарной, приукрашала человека. Для фотографа важно открыть что-то новое в персонаже для себя и для зрителя. Особенно, если это известная личность.

- Иногда сложно узнать героев экспозиции. Вы это специально делаете?

- Снять похоже – это слишком просто. Я стараюсь, чтобы в этих портретах были какие-то нюансы, по которым зритель узнает человека. А в целом портрет может быть и не похож. Снять похожую фотографию сейчас слишком просто. У вас у всех зеркальные камеры, и они и без вас хорошо снимают. И ваша функция сведена к нулю.

ksenia_sobchak_20-10.jpgНа самом деле, вся моя фотография относительно случайна. Это студийный репортаж. Я считаю, что гармоничное решение существует внутри каждой фотографии. Так цепочка на фото Ксении Собчак создает другую линию прочтения портрета.

- А там не много трикотажа?

- Да, именно он задает линию, по которой вы смотрите, т.к. глаз зрителя цепляется за контрастные участки.

- Использование пленки принципиально в данном проекте?

- Так случилось, что я в тот период снимал на пленку, и поэтому эту серию портретов снял на пленку. Вот сейчас я снимаю на айфон, поэтому следующая выставка будет из айфонографий. Безразлично на что снимать. Главное – что в голове у фотографа.

- Вы снимали не только известных людей, но и своих друзей и знакомых. А почему их нет на выставке?

!!!artur_smolyaninov--by_Alexey_Nikishin_42-6!!!-CORRECTD2009.jpg- Для выставки была сделана выборка узнаваемых персонажей. Зрителю проще воспринимать работы, когда на них знакомые люди. Если люди узнаваемы, то в голове зрителя происходит нарушение каких-то привычных закономерностей. И возникает, о чем поговорить.

На фотопортрете Артура Смолянинова лица не видно. Но на мастер-классах студенты как-то умудряются узнать его. И это очень хорошо. Но для меня на этом снимке мужчина в хоккейной маске.

- Приходилось отказывать в съемках?

- Как правило, люди едут за конкретными фотографиями. Они хотят «вот так же как»…. Стараюсь не отказывать. Был один заказчик, но я умножил на три стоимость, и он сразу отвалился. Сейчас, видимо, деньги копит. А может быть, он уже забыл.

- Что вам помогает при съемке? Используете ли вы алкоголь?

- Я сам алкоголь не употребляю, поэтому даже не знаю, что покупать в магазине. Нет в кадре алкоголя, и за кадром тоже нет. Все зависит от цели. Если вы хотите фотосессию с продолжением, то, наверное, алкоголь может помочь. Но если фотосессии часто бывают, то эти продолжения грозят пересечься и вылиться в конфликт. Со многими я продолжаю дружить и раз в год я повторяю съемки.

- Как вы относитесь к критике?

- По-разному. Вы можете доказывать мне, что это плохая фотография, а я буду утверждать, что хорошая. И все равно мы разойдемся врагами. А через год я пойму, что это плохая фотография, а вам покажется, что хорошая.

- Сколько съемок в день вы проводите?

- Как правило, одна. Если две, то между ними я сплю. Потому что очень тяжело.

Фотографии статьи

Что происходит

К прыжку с парашютом на 80-летие готовится новосибирский пенсионер

«Память жива»: Диктант Победы написал новый мэр Новосибирска

Движение на улицах Эйхе и Бородина ограничили из-за ремонтных работ

Мэр Кудрявцев поблагодарил чернобыльцев за мужество и героизм

Юбилей Октябрьского района отметили массовой эстафетой на набережной Оби

Грузовикам с 6 мая запретят ездить по улице Московской

В Новосибирске чуть не сгорели садовые общества «Виктория» и «Заря-3»

Маршруты транспорта изменятся в левобережье 28 апреля из-за эстафеты

Первая гонка «Сибирский предел — 2024» состоится 28 апреля

Максим Кудрявцев назвал основные причины появления пыли в Новосибирске

Частный «Мира Парк» с планетарием и лабиринтом объявил дату открытия

Показать ещё